Конспект открытого занятия по звуковой культуре речи " В гости к Старичку-Лесовичку" — Конкурс

Конспект открытого занятия по звуковой культуре речи «В гости к Старичку-Лесовичку» — Конкурс.
Закрепление произношения звуков [с] и [с’] в речи детей.Конспект открытого занятия по звуковой культуре речи «В гости к Старичку-Лесовечку»-конкурс

Программное содержание:
Учить правильной постановке языка при произношении звуков [c] и [с’]; учить контролировать силу выдоха;
учить подбирать родственные (однокоренные) слова;
закрепить умение четко произносить звуки [c] и [с’] в чистоговорках, слогах и словах;
закрепить умение находить место звуков в заданных словах;
закрепить навыки артикуляционной гимнастики;
укрепить мышцы артикуляционного аппарата;
воспитывать умение работать в коллективе, выдержку;
закрепить название зимующих птиц.

Оборудование:
Раздаточный материал: карточки, альбомные листы с перфокартами, фломастеры, снежинки.
Демонстрационный материал: птицы – синица, снегирь, свиристель, сорока, клест, белка. Старичок – Лесовичок, следы птиц, иллюстрации березы в «зимнем уборе», конверт с заданиями, корзина с заданием, красивая коробочка с заданием, елка с карточками, мольберт с изображением Старичка-Лесовичка.

Ход занятия.
Воспи
1000
татель:
— Дети, сегодня у нас занятие по звуковой культуре речи. Мы будем продолжать работать со звуком, а вот с каким, вы должны догадаться сами. Послушайте скороговорку и определите, какой звук в ней выделяется.

«ВЕЗЁТ СЕНЯ С САНЕЙ СОНЮ НА САНЯ».

Дети:
– Звуки [c] и [с’];
Воспитатель:
– Повторите скороговорку (3 – 4 ребенка)
Раздается стук в дверь. Воспитатель заносит письмо.
Воспитатель:
– Вот так да, письмо. Что же написано на конверте? Адрес. Кому это письмо отправлено. Кто назовет адрес нашего детского сада?
Дети:
— Кемеровская область, г. Л – Кузнецкий, ул. Зварыгина-2 , детский сад № 37.
Воспитатель: — Правильно назвали. И здесь написан тот же адрес. Кемеровская область, г. Л – Кузнецкий, ул. Зварыгина-2 , детский сад № 37. Значит нам. От кого оно? От Старичка – Лесовичка. Давайте прочитаем, что там написано.
«Здравствуйте дети. Пишет вам Старичок – Лесовичок. У меня в лесу очень много разных птиц. И среди них есть сорока – белобока. Она рассказала мне о вас много интересного. А самое главное она поведала мне. Что вы умные и сообразительные. Поэтому приглашаю вас к себе в гости, в зимний лес. Чтобы узнать, правду ли мне сказала сорока. Дорогу ко мне вы найдете по — зимнем следам. Но пойте ко мне смогут только те дети, кто правильно выберет карточку с изображением, в названии которого есть звуки [c] и [с’] и определяет его место в слове. Счастливого вам пути. Ваш друг Старичок – Лесовичок».
Воспитатель достает из конверта карточки. ( Работа по карточкам)
Воспитатель:
– Молодцы правильно выбрали и назвали. Ну что, в путь? Смотрите, что это?
Дети:
– Это следы птицы – синицы. Они нам дорогу показывают.
Воспитатель:
– Хорошо, на какой звук начинается слово синица?
Дети: — на звук [с’].
Воспитатель: —
Подскажите песенку синицы.
Дети:
— Синь – синь – синь.
Воспитатель:
– Хорошо. А сейчас девочки, мальчики, вместе пойдемте по этим следам. Идти нужно осторожно на носочках.
Дети идут по следам синицы.
Воспитатель:
— Вот и закончились следы. А вот и синица сидит, корзину караулит. Посмотрим, что в ней. Это задание от Старичка – Лесовичка. – « Моя знакомая белочка спрятала осенью орешки, а сейчас ищет. Помогите белке».

Артикуляционная гимнастика.

1. Увидела орешек – удивилась: — «Какой большой» Губы вытянуть вперед не закрывая зубы. Удерживать их в таком положении 5 – 10 сек. Упражнения вырабатывает движении губ, укрепляет мышцы губ, развивает их подвижность ;
2. А потом обрадовалась, — улыбнулась. Улыбнуться, открывая зубы. Удерживать в таком положении 5 – 10 сек. Упражнение вырабатывает умение удерживать губы в улыбке, обнажая передние и верхние передние зубы , укрепляя мышцы губ, способствуют их подвижности.
3. Сорвала орешек и спрятала его за щеку.
Рот закрыт. Надавить языком на внутреннюю сторону щеки так, чтобы появился «орешек». С начало правую затем левую щеки. Упражнение развивает произвольное движение языка и щек.
Повторить 3 раза.
Воспитатель:
— Молодцы помогли белочке. Смотрите еще чьи – то следы.
Дети:
-Это следы снегиря, на звук [c].
Воспитатель:
— Пропойте песню снегиря.
Дети :
— Сью – сью – сью.
(тихо, громко, нормально).
Воспитатель:
– Пойдемте по следам снегиря.
Дети идут по следам снегиря слегка покачиваясь.
Воспитатель:
— А вот и сам снегирь сидит. Крылья снегом припорошило, летать не может. Поможем снегирю.

Дыхательное упражнение «Снегирь»

Сел на ветку снегирь: — Дети взмахивают кистями рук.
Ф – ф, ф – ф. — Коротко, активно выдыхают.

На него упал снежок — Ударяют кончиками пальцев одной руки по ладони второй.
Ф – Ф, Ф – Ф. — коротко со средним упором выдыхают.

Ветерок, подуй слегка — Качают поднятыми руками над головой.
Ф – Ф, Ф – Ф. —
1000
Коротко легко выдыхают.

Отряхни нам снегиря — Стряхивают кисти рук.
Ф – Ф – Ф – Ф – Ф. — Продолжительный выдох.

Упражнения вырабатывает правильный выдох различной силы.

Отряхнули снегиря. Задышал он, закрутил головой.

Стоя, спина и шея прямые. При повороте головы вправо – вдох носом. При возврате в и. п. выдох ртом. То же влево. Повторите 3 раза.

Подышал снегирь расправил крылья и полетел, только крыльями воздух рассек. –С – С – С – С – С. Все вместе.
Конверт остался. Что же в нем? Задание от Старичка –Лесовичка . « На моей лесной красавице елке висят карточки со словами в которых есть звук [c] и [с’]. Определите место этим звукам в словах.
Работа по карточкам.
Воспитатель:
— Молодцы. Хорошо справились с заданием. А вот еще следы. Как вы думаете, чьи они?
Дети:
— Это следы сороки. Звук [c] в начале слова.
Воспитатель – Пойдемте по следам.
(легкими прыжками со следа на след)
А вот и сорока сидит, коробочку караулит. Посмотрим, что в ней.

«Повторите слоги правильно»
Са – со – су – сы
Ис – ус – ас – эс
«Назовите лишний слог »
Ас – ос – уз – ыс.
Ос – яс – ис – юш.
Ша – се – су – си.
Се – зе – сю – си.
«Спойте сорочью песенку»
Дети: – Стрек – стрек – стрек.
Воспитатель:
— Молодцы. Вот ведь сорока – белобока совсем нас заговорила – застрекотала. А нам надо к Старичку – Лесовичку идти. Давайте посмотрим, чьи следы поведут нас дальше?
Дети:
-Следы свиристели. Звук [c] в начале и в середине слова.
Воспитатель: — Пойдемте по этим следам.
(легкий медленный бег)
Смотрите. Что это за птица, как она называется?
Дети:
-Это свиристель.
Воспитатель:
— Правильно свиристель. Она в конверте принесла задание. Что же там написано?
Подобрать однокоренные слова к слову снег. (снежинка, снеговик,
Снегурочка, снегопад, снегирь, снежок, снежки).
-Молодцы.

«Добавьте слова в стихотворение».
Тихо-тихо, как во сне
Падает на землю ……(снег).
С неба все скользят пушинки
Серебристые ……(снежинки)
На поляны, на лужок
Тихо сыплется…(снежок)
Вот веселье для ребят
Все сильнее …(снегопад)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в… (снежки)
Словно в белый пуховик
Нарядился …(снеговик)
Рядом снежная фигурка
Это девочка …(Снегурка)
На снегу–то, посмотри,
С красной грудкой …(снегири)
Словно в сказке, как во сне,
Падают на землю…(снег).

Какие слова вы добавили?
Дети:
– Снег, снежинки, снежок, снегопад, снеговик, снегурка, снегири.
Воспитатель:
– На какое слово все они похожи?
Дети:
— На слово «снег».
Воспитатель:
– На какой звук начинается эти слова?
Дети:
— На звук [c].
Воспитатель:
— Правильно, и однокоренные слова назвали, и слова правильно добавили.
Воспитатель:
— Вот еще следы.
Дети:
– Эти следы оставил клест. Звук [c] в середине слова.
Воспитатель:
– Пойдемте по следам.
(хождение по следам на полусогнутых в коленях ногах)
А вот и клест сидит. Березами любуется.
(Иллюстрация с березами).
Воспитатель:
-Что можно сказать об этих березах?
Дети:
— Березы стоят в белоснежном уборе.
— Белоснежные березы оделись в снежный убор.
Воспитатель:
— Кто расскажет стихотворение С. Есенина «Береза»

Чтение стихотворения С. Есенина «Береза»

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне

А заря лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

Воспитатель:
— Молодец хорошо рассказал стихотворение: — А вот и задание от старичка – Лесовичка.

«Доскажи
1000
слово»

Просыпайтесь!
Просыпаюсь!
Поднимайтесь!
Поднимаюсь!
Умывайтесь!
Умываюсь!
Обливайтесь!
Обливаюсь!
Обтирайтесь!
Обтираюсь!
Закаляйтесь!
Закаляюсь!
Одевайтесь!
Одеваюсь!
Обувайтесь!
Обуваюсь!
Прогуляйтесь!
Прогуляюсь!
Возвращайтесь!
Не а!

Воспитатель:
— Вот какие веселые задания. Какой звук здесь повторяется и где?
Дети:
— Звук [с’] в конце слова.
Воспитатель: — И еще одно задание.

«Проговорите чистоговорку»

СА – СА – СА хлопки
Синее небеса колечки
Се – се – се хлопки
Солнце в высоте лучики
Сты – сты – сты хлопки
Прилетели к нам клесты гребешок

Повторить 2 – 3 раза
Воспитатель:
–Молодцы, хорошо справились с заданием. Только вот следы птиц закончились. Куда же нам дальше идти?
(за мольбертом раздается звон колокольчика)
Воспитатель:
-Слышите? Что же это такое?
Дети:
-Это колокольчик звенит.

Воспитатель:
-А в какой стороне. И, как повашему, зачем он там звенит.
Дети:
-Это, наверное, Старичок – Лесовичок нам знак подает, в какую сторону идти надо.
Воспитатель:
— Пойдемте на звук колокольчика.
Дети подходят к мольберту. На мольберте портрет Старичка – Лесовичка, рядом лежит снежинки и записка.
« Мой знакомый художник нарисовал мой портрет. Но мне он не очень нравится. Мне бы хотелось, что бы вы украсили его снежинками. Но не просто так, а ставили снежинки по месту нахождения звука [с] в слове. Пожалуйста, украсьте мой портрет»
Дети выполняют задание.
( Алиса, Стас, сани, лес, снег, коса, лось, лис, Алиса, соль, русалка, лесок, сокол, рысь, брысь, лиса).

Воспитатель:
-Красиво украсили портрет Старичка – Лесовичка. Очень хорошо получилась. А здесь еще одно задание.

«Спасибо за мой портрет. У меня к вам еще одна просьба. Тот же художник прислал мне волшебные листы с точками. Если соединить все точки. То получиться рисунок. А вот какой вы уже узнаете сами. Помогите мне, пожалуйста. Рисовать можно только теми цветами фломастера, в названии которых есть звуки [с] и [с’]»

Дети садятся за стол и обводят точки фломастером

Воспитатель:
— Что у вас получилось?
Дети:
— Снеговики, но здесь не все нарисовано.
Воспитатель: — Давайте дорисуем снеговикам предметы, в названии которых есть звук [с].
Дети выполняют задание и рассказывают. Что они дорисовали: нос, волосы, ресницы, снежинки, сугроб, снег, солнце.
Воспитатель: — Вот сколько снеговиков получилось.
Здесь еще одно послание от Старичка – Лесовичка. (корзина с письмом)
«Спасибо вам, дети. За вашу доброту и отзывчивость. Мне очень понравилось. Что вы такие добрые. Сообразительные и умные. Я убедился, что сорока – белобока меня не обманула. Вы доказали мне свою смекалку. А больше всего мне понравилось, что вы работали вместе и сообща. За это я посылаю вам в подарок свои сладкие снежки. Ешьте. Поправляйтесь. Да ума набирайтесь. До скорого свидания в моем сказочном лесу.
«Старичок – Лесовичок»

Воспитатель:
— Вот и закончилась наша прогулка в волшебном лесу Старичка – Лесовичка. Скажите, что мы делали на нашей прогулке?
Дети:
— Добавляем родственные слова, в стихотворении начинающиеся на звук «С»
— Помогали белки искать орешки.
— Помогли снегирю стряхнуть снег с крыльев.
— Находим звук «С» в словах.
— Повторяли слоги со звуком «С»
-Искали лишний слог.
-Украсили портрет Старичка – Лесовичка.
-Дорисовали рисунок со снеговиком.
Воспитатель:
— Вот как хорошо и интересно мы погуляли по зимнему лесу. Пора возвращаться в детский
1000
сад. Досвидания, лес. Досвидания, Старичок – Лесовичок. До скорой встречи