конспект занятия "Федорино горе"по лексической теме "Посуда"

Программные задачи:

. Систематизация знаний о посуде, ее назначении, деталях и частях, из которых она состоит; материалах, из которых она сделана.
. Активизация мыслительной деятельности.
. Уточнение словаря по теме «посуда» ( посуда, чайная. кастрюли, сковорода, ковш, дуршлаг, супниц, тарелка ложка, вилка, масленка, солонка, хлебница, готовить, варить, наливать, класть; столовый, кухонный, чайный, фарфоровый, металлический, стеклянный).
. Упражнение в словообразовании по теме «Посуда».
. Закрепление умения согласовывать прилагательные с
существительными в роде, числе и падеже.
. Развитие мелкой моторике.
. Развитие координации речи с движением. Предшествующая работа:

. Чтение произведения К.Чуковского «Федорено горе».
. Проведение дидактической игры «Разрезные картинки».
. Разучивание пальчиковой игры «Посуда».
. Знакомство со свойствами железа, стекла, дерева.

Материал:

. Посуда из стекла, железа, дерева, хрусталя, фарфора.
. Разрезные картинки посуды.
. Мультимедиа с изображением посуды.

Под тревожную музыку в группу вбегает расстроенная
Федора в грязном фартуке, волосы лохматые, плачет.

Воспитатель: Бабушка, что случилось, почему вы плачете?

Федор: (сквозь слезы) От меня убежала………

Всхлипывает, не может сказать, жестами и мимикой изображает ложку, чашку, кастрюлю.

Воспитатель: Ребята, что убежало от бабушки?

Дети: Ложки, чашки, кастрюли.

Воспитатель: Я, кажется, узнала эту бабушку, а вы?

Дети: Это бабушка Федора из сказки Корнея Чуковского
«Федорено горе».

Федора: Да, вы правы, это я. От меня убежали чашки,
ложки, блюдца, кастрюли, одним словом …..

Дети: Посуда!

Воспитатель: Что посудой называют,
Все, конечно, это знают.
Кастрюля и чайник,
Тарелки и блюдца,
Стаканы и чашки,
Которые бьются.
Дуршлаг, сковородка,
Миска, бокал.
Все это посуда ее я назвала.
А Лиза продолжит название посуды.

Дети: Кастрюля, сковородка.

Федора: А Саша поможет!

Дети: Супница, стакан.

Воспитатель: А Дима подскажет!

Дети: Чайник, тарелка.

Федора: Антоша все вспомнит.

Дети: Кружка, салатница.

Воспитатель: Кирюша окончит!

Дети: Вилка, нож, ложка.

Воспитатель: Ребята я вам буду показывать картинки с посудой,
а вы будете мне говорить, что вы видите на картинке.

Воспитатель показывает мультимедиа посуды. Дети отвечают.

Воспитатель: Ребята вот к нам пришли гости, какую посуду
необходимо принести, что бы гостей угостить чаем?

Дети: Чайную!

Воспитатель: А где она хранится?

Дети: В буфете.

Воспитатель: А какая посуда хранится в шкафу?

Дети: Кухонная!

Воспитатель: А какую посуду можно найти в серванте?

Дети: Столовую!

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему от Федоры посуда
убежала?

Дети: Потому, что она не мыла посуду, посуда была грязная.
Федора: А какая она должна быть?

Дети: Чистая.

Воспитатель: А что нужно делать с посудой, чтобы она была чистой?

Дети: Мыть с моющими средствами, чистить содой,
ополаскивать в чистой воде, мыть в посудомоющей
машине, вытирать насухо чистым полотенцем.

Воспитатель: Вот видишь Федора, с посудой нужно обращаться
бережно, аккуратно.

Федора: Тяжело вздыхает.

Воспитатель: Почему ты вздыхаешь?

Федора: Мне посуду жалко! Она побьется.
Блюдца, блюдца
Вдоль по улице несутся
На стаканы – дзинь — натыкаются
И стаканы – дзинь – разбиваются.

Воспитатель: Ребята, а почему стаканы разбиваются?
Из чего они сделаны?

Дети: Они сделаны из стекла.

Воспитатель: Значит, они какие?

Дети: Они стеклянные.

Воспитатель: Ребята, а еще посуда бывает из фарфора.
Какая она?

Дети: Фарфоровая.

Воспитатель: А посуда из хрусталя. Какая она?

Дети: Хрустальная.

Воспитатель: Из глины – какая посуда?

Дети: Глиняная.

Воспитатель: Ребята. Когда от Федоры убежала посуда,
некоторая разбилась. Давайте с вами поможем
собрать, найти те части, которых не хватает.

Дидактическая игра «Собери посуду».
Разрезные картинки – дети из «осколков» собирают посуду и на плавном выдохе проговариваю название предметов.

Воспитатель: Ребята. Давайте мы с вами расскажем и покажем.
как посуда ушла от Федоры.

Физминутка: Упражнение для стоп.
А посуда вперед и вперед,
( идут на носочках)
По полям, по болотам идет.
И чайник шепчет утюгу:
( идут на пятках).
«Я дальше идти не могу!»
И заплакали блюдца:
( перекатываются с пятки на носок,
стоя на месте).
«Не лучше ль вернуться!»
И зарыдало корыто:
(носки вместе, сводят и разводят пятки).
«Увы я разбито, разбито!»
Но блюдце сказало:
(поднимаются на носки и опускаются
на всю стопу.
«Гляди, кто это там позади?»
И видят за ними из темного бора.
Идет ковыляет Федора.

Воспитатель: Ребята, а можно прожить без посуды?

Дети: Нет, нельзя.

Воспитатель: А для чего нужна посуда?

Дети: Кушать, готовить, пить, есть.

Воспитатель: Молодцы, хорошо справились! А тут еще Федора
Оставила мешочек, нужно в мешочек опустить
руку и взять предмет, ощупать его,

1000
назвать и достать его.

Игра «Чудесный мешочек».

Воспитатель: Данил что ты нащупал?

Данил: Кружку!

Воспитатель: А для чего она нужна?

Данил: Из кружки пьют воду.

Воспитатель: Аня что ты нащупала?

Аня: Тарелку. В тарелку кладут еду.

Воспитатель: Саша что ты нащупал?

Саша: Ложку, ложкой едят.

Воспитатель: Тимофей, а у тебя что?

Тимофей: Кастрюля. В кастрюле варят.

Воспитатель: Даша а ты , что нащупала?

Даша: Ложку. Ложкой едят.

Федора собирает посуду и забирает вмести с мешочком.

Федора: А где остальная посуда?

Воспитатель: Нам дорогу укажет змейка. Вот она поет свою
песенку «ш-ш-ш». Вика произнеси звук.

Вика произносит звук «Ш», все дети по очереди произносят зук.

Воспитатель: Посуда спряталась, но мы ее найдем.
Идите за мной.

В группе разложена железная и деревянная посуда. Дети находят игрушечную посуду: (кастрюлю, сковородку, дуршлаг, скалку, ступу, деревянную ложку).

Федора: А почему она не разбилась?

Дети: Она железная и деревянная.

Федора: Дети помогите мне расставить посуду на место:
Кухонная – на плиту, столовую – на стол, чайную и
кофейную в буфет.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Ну вот теперь, вы знаете, что посуда сделана из
разнообразных материалов. Что за посудой надо
ухаживать, вот и бабушка Федора это поняла.
Давайте мы с вами покажем, как Федора была рада посуде.
Пальчиковая гимнастика «Посуда».
Долго, долго целовала,
(поглаживают тыльную сторону ладони)
И ласкала их она.
Полевала, умывала,
(потирают ладони друг от друга)
Полоскала их она.
«Уж не буду, уж не буду
(сжимают и разжимают пальцы)
Я посуду обижать.
Буду, буду я посуду
(хлопают в ладошки)
И любить и уважать!
За смеялись кастрюли,
(фонарики)

Самовару подмигнули:
«Ну Федора так и быть,
( вытягивают ладошки вперед вниз, вверх)
Рады мы тебя простить!»
Полетели, зазвенели,
Да к Федоре прямо в печь!
Стали жарить, стали печь.

Воспитатель: Ребята давайте накроем стол и пригласим Федору
попить с нами чай. А раз мы пьем чай то какая нам нужна
посуда?

Дети: Чайная.

Воспитатель: А что еще мы поставим на стол к чаю?

Дети: Вазочки с печеньем, розеточки с вареньем,
сахарницу, конфетницу.

Федора: Спасибо вам дети.
Уж не буду, уж не буду.
Я посуду обижать.
Буду, буду я посуду
И любить и уважать.

1000
Проходите все к столу, будем пить чай.

Все садятся за столы!