Современная концепция дошкольного воспитания положила начало реформе дошкольного образования, в которой обозначено, что семья и ДОУ, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Закон РФ «Об образовании» констатирует, что одна из основных задач, стоящих перед детским садом, — это «взаимодействие с семьей для обеспечения семейного воспитания детей с нарушениями речи». Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.
Практический опыт работы нашего МДОУ «Детский сад №17 «Василёк» компенсирующего вида» г. Мичуринска позволяет сделать вывод о том, что современным родителям нужна постоянная помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития ребенка. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и детского учреждения, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционной деятельности важно не потому, что это хочет педагог, а потому, что это необходимо для развития их собственного
1000
ребенка.
В начале каждого учебного года учитель-логопед ставит перед собой задачу поближе узнать каждую семью, познакомить родителей между собой, дать почувствовать, что в детском саду всех волнуют их проблемы, настроить на преодоление трудностей. Для этого проводится комплексное обследование каждой семьи: логопедом, воспитателями и психологом. В последующем, знание о семье воспитанника поможет в общении с родителями, в оказании психолого-педагогической помощи, соответствующей её реальным потребностям. Многолетний опыт убеждает, что успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом определяется тем, как организовано педагогическое просвещение родителей. Особенно это важно в логопедической группе, так как родители, должны уметь использовать специальные знания, которые необходимо применить дома, во время занятий с детьми. Непрерывная связь с родителями осуществляется с помощью коллективной, индивидуальной и наглядной форм работы.
Коллективная форма предполагает: родительские собрания, консультации и беседы, фронтальные открытые занятия.
Групповые родительские собрания проводятся три раза: в начале, середине и конце учебного года. Именно они помогают объединить родителей, активно включиться в процесс воспитания и обучения детей. На первом собрании определяются формы и содержание работы на учебный год, а так же сообщаются результаты обследования. При этом необходимо дать подробную характеристику общего и речевого развития каждого ребёнка. Важно в понятной и доступной форме раскрыть перед родителями основные отклонения в развитии детей, показать степень их отставания от нормы и необходимость совместных усилий в преодолении данного дефекта. На последующих собраниях подводятся итоги работы за прошедший период, характеризуется развитие каждого ребёнка, его успехи и трудности в обучении.
Консультации организуются так, чтобы они не были формальными, так как современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Следует подбирать только необходимый конкретный материал по, наиболее интересующим родителей, темам. Например: «Речевые нарушения и причины их возникновения», «Как и что читать детям с нарушением речи», «Игра – лучший помощник в занятиях с детьми дома», «Как следить за автоматизацией звука дома», «Тренируем пальчики – развиваем речь», «Рисуем и рассказываем сказку» и т.д. Достаточно интересная и нетрадиционная форма работы с родителями – фронтальные открытые занятия. Первое время их проводит логопед, а родители смотрят и записывают игры, упражнения, видят пробелы в знаниях своих детей, учатся методам и приёмам работы. В дальнейшем необходимо привлекать родителей к проведению занятий. “Вооружившись” знаниями, полученными на консультациях, они будут пробовать применять их на практике. Возможно участие 2-3 человек. После таких занятий активность родителей во взаимодействии с педагогами группы повышается.
Индивидуальная форма работы имеет то преимущество над коллективной, что позволяет установить более тесный контакт с родителями. Для её осуществления необходимы: индивидуальные беседы, анкетирование, тетради для индивидуальных заданий и тетради для составления домашних рассказов. Анкетирование и индивидуальные беседы позволяют ближе познакомится с родителями воспитанников, узнать, какие проблемы их волнуют, дать своевременные рекомендации. При просмотре индивидуальных занятий логопеда с детьми, основное внимание родителей обращается на методику проведения речевых упражнений и на необходимость выполнения заданий на развитие психических процессов. Тетрадь индивидуальных заданий оформляется красочно, с привлечением родителей и детей. В зависимости от тяжести нарушения речи, задания в тетради даются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков, на развитие внимания и памяти. В связи с тем, что у подавляющего большинства детей-логопатов имеются нарушения связной речи (они не умеют пересказывать, составлять развёрнутые, красочные рассказы по картине, рассказы из собственного опыта), достаточно успешно примен
1000
яется ещё одна нетрадиционная форма взаимодействия с родителями воспитанников – тетради для составления домашних рассказов. Примерно раз в месяц предлагается тема для составления рассказов. Родители вместе с детьми беседуют по теме, придумывают и записывают рассказы в тетрадь, делают рисунки к ним. Такая форма работы не только развивает связную устную речь, но и эмоционально сближает родителей с детьми.
Наглядная форма работы очень важна для родителей, чьи дети посещают детский сад. Различные формы наглядности активизируют родителей в вопросах коррекции речи ребёнка.
Папка-передвижка представляет собой сменяемый несколько раз в год материал с практическими советами и рекомендациями, которые позволяют родителям выработать индивидуальный подход к своему ребёнку, глубже вникнуть в психологию дошкольника. С её помощью освещаются специальные вопросы, касающиеся речи ребёнка, различных видов речевой аномалии; популярная литература. Экран звукопроизношения показывает количество нарушенных звуков у детей и динамику исправления звукопроизношения. Родители знают, как продвигается процесс коррекции звуков (это обозначается цветными символами). Они могут наглядно увидеть, какой звук ещё автоматизируется, а какой введён в речь.
Речевой уголок отражает тему занятия. Рубрика «Я учусь» даёт родителям практические рекомендации, например: «Как проверить уровень развития фонематического слуха у ребёнка» или «Как закреплять дома лексическую тему». Рубрика “Играем дома” знакомит родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков. Отбирая и разрабатывая материал для данной рубрики, необходимо учитывать большую загруженность родителей ежедневными домашними делами, и накопленную к концу дня усталость. В связи с этим рекомендуются мамам «игры на кухне». Например, игра «Помогаю маме» — перебрать горох, фасоль (развитие мелкой моторики). «Давайте искать на кухне слова» — игра на обогащение словаря (ищем «вкусные», «полезные», «опасные» слова, какие слова можно вынуть из борща, плиты, шкафа? и т.д.) Можно играть с целью развития грамматического строя речи и слоговой структуры слов. Информационный лист еженедельно обновляется, так как лексическая тема меняется каждую неделю.
Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Ведь сама проблема содружества детского учреждения и семьи не нова, но, сегодня, она носит творческий характер через дифференцированный подход к семье и детям.
Список литературы:
1. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста. М., 1999
2. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В.: Программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида, Изд.: Просвещение