Школа педагогического мастерства

Приобщение детей к истокам народной культуры

Школа педагогического мастерства

Из опыта на тему:
«Приобщение детей
к истокам русской народной культуры»
Воспитатель:2 мл. группы
Комарова Н. Н
МДОУ Хорошевский д/с
2012 год

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.
Мы не должны забывать о культурном прошлом нашего народа, о нашей литературе, языке, живописи. Именно родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Я обратилась к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир мысли, чувство наших предков.
Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.
…Дождик, дождик,пуще,
Дам тебе я гущи!
Выйду на крылечко,
Дам огуречка…
Дам и хлеба каравай –
Сколько хочешь заставляй…

Дон,дон, дон!
Загорелся кошкин дом,
Бежит курица с ведром –
Заливать кошкин дом.

В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества.

Птица рада весне, а младенец матери.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
По платью встречают, по уму провожают.
Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.
Хорошо медведя в окно дразнить.
На всякого Егорку есть поговорка.

1000
Дети с интересом слушают рассказы о том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники. Какие соблюдали обычаи и традиции, что ели и пили. О поговорках, которые сложил народ, дети узнавали с интересом. «Где один гриб, там и другой. Поздний гриб – поздний снег».Даже о детях говорили: «Растут как грибы после дождика».
Дети с интересом рассматривают картинки о том, как строили дома. Русские избы изумляют плотницким искусством. Топором и лес валили, и ложку могли выстругать.
Рассматривали книгу « Как жили на Руси».
А в старшей группе проводили занятие « Вот мой дом родной», где целью было пробуждение интереса к истории своего рода, любовь к Родине.

«Русь деревянная – края дороже,
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют!»

Дети с удовольствием рассматривают альбом, собранный мною, по приобщению детей к русским народным истокам, так же книги- раскраски о русских народных костюмах.
У нас в методкабинете собраны некоторые предметы старинного быта, и дети с удовольствием рассматривают эти предметы. Работая в старшей группе, я с детьми посещала музей « Русская изба», который находится в г. Ржеве. Проводила в старшей группе, хочу и поздней весной провести во второй младшей группе занятие на тему: «Использование легенд, сказок при ознакомлении с растениями» — где целью является формирование чувства ответственности за сохранение земного наряда планеты, ознакомление с легендами и сказками о растениях.
Работая, в ясельной группе, у меня была традиция петь колыбельные песенки, перед сном:
« Баю – баю – баюшок!
Кладу Машу на пушок,
На пуховую кровать,
Будет Маша крепко спать»

Сколько в этих стишках нежности, такта, рациональности. Они удовлетворяют рано возникшую у ребенка потребность в художественном слове. Малыши не только слушают песенки, но и сами их поют куклам. В старших группах стало традицией читать перед сном.
Знакомлю ребят с русской народной лирической песней, частушками, хороводной песней.
Изучение календарного детского фольклора осуществляется через участие ребят в календарных праздниках – зазывание Весны закличками.
« Солнышко красное покажись,
Солнышко ясное нарядись,
Выйди из – за тучки, дам орехов тебе кучку».
Поздравляю малышей колядкой, театрализованно встречаю Новый год. Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. В них заключена информация дающая представление о повседневной жизни наших предков – их бытие, труде. Игры развивают быстроту движений, силу, ловкость, меткость.
Дети полюбили дидактические игры с участием матрешки. Особый интерес вызывают яркие матрешки. Детям рассказываю, из чего они сделаны, кем, знакомлю с историей возникновения. Постепенно детей подвожу к осмысливанию понятий народная игрушка. Рассматриваем разных матрешек из книг- раскрасок.
Знакомлю детей с русскими народными музыкальными инструментами, начиная с ясельной группы: играю на барабане, бубне, погремушках, ложках.
Детский фольклор полифункционален. В нем сочетаются разные функции : познавательные, воспитательные, эстетические, мнемонические(искусство запоминания).Он помогает привить ребенку навыки поведения в коллективе, а так же приобщиться к традициям русской народной культуры. При умывании уместна потешка: «Водичка, водичка».
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазки смотрели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб кусался зубок,
И смеялся роток.
Во время обеда:
Каша из гречи,
Где варилась?- в печки
Варилась – упрела, Чтоб Оленька ела.
Ела, хвалила, на всех разделила…
Милые фольклорные жанры широко использую при знакомстве с новым материалом, как прием обостряющий наблюдательность при закреплении знаний, как игровой (занимательный) материал, отвечающий возрастным потребностям. Очень хорош для математических представлений для знакомства с цифрами и числами «Вспучит она свои бока, в свои четыре у
1000
гла. И тебя, как ночь настанет, все равно она притянет»(подушка- число 4).
О величинах:
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик – в роднике
А широкий – в море
(Река)
О пространственных представлениях:
Тра – та – та!
Тра – та – та!
Сверху кожа, Снизу тоже,
В середине пустота
(барабан)
Для закрепления знаний о геометрических фигурах:
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Всем его представить рад
Как зовут его?
(Квадрат)
Использование загадок, на занятиях по математике, способствует не только знакомству, закреплению знаний детей о числах, величинах, геометрических фигурах и т.д, но и обогащению и активизации словаря детей.
Очень интересные возможности представляет работа со считалкой(народные названия: счетушки, читки, пересчет, говорушки), т.е. короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для определения ведущего во время игры. Считалка способствует выработке таких качеств, как честность, непреклонность, чувство товарищества, чувство ритма. Считалка выполняет познавательную, эстетическую и этическую функции, а в месте с подвижными играми способствует физическому развитию детей.
Раз,два,три,четыре,пять
Мы собрались поиграть
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела
Таким образом, мы видим, что малые фольклорные жанры являются важным средством развития в разных циклах деятельности с детьми.
Перспектива развития — совершенствовать свою работу, наработать новый практический материал.