С давних времен люди использовали сказки, притчи, мифы как воспитательное средство. Они передавали и закрепляли нравственные ценности, правила поведения. Занимательные приключения героев сказок, образность языка делают интересной и приемлемой даже самую суровую мораль. Иногда смысл сказки или притчи понятен сразу, а бывает, что мы сталкиваемся с явлением «отсроченного эффекта». Человек осознает связь сказочной истории и своего поведения или ситуации через какой-то срок, часто как озарение.
«Целью сказки, – писал П.М. Соболев, – является развлечение слушателей, перенесение их внимания из реальной обстановки в мир идеального, фантастического». А известный фольклорист М.Е. Халамский определял сказку как «…рассказ, не имеющий иной цели, как воздействие на фантазию слушателей, и в основе своей заключающий вымышленное событие, интересное или самой своей невероятностью, или юмористическими подробностями». К.И. Чуковский считал, что цель сказки «заключается в том, чтобы воспитать в ребёнке человечность – эту дивную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою. Так как слушающий сказку ребёнок чувствует себя её активным участником и всегда отождествляет себя с теми из её персонажей, кто борется за справедливость, добро и свободу».Значимость сказки. Познавательное значение сказки
Сказка в определенной степени уд
1000
овлетворяет три естественных потребности ребенка:
-потребность в автономности (независимости). В каждой сказке герой действует самостоятельно, полагаясь на свои силы.
-потребность в компетентности (силе, всемогуществе). Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия, оказывается победителем, достигает успеха.
-потребность в активности. Герой всегда находится в действии.
Е.А. Флерина, знаменитый педагог в области эстетического воспитания, видела преимущество рассказывания перед чтением в том, что рассказчик передает содержание так, будто бы он был очевидцем происходящих событий. Она считала, что рассказыванием достигается особая непосредственность восприятия.
Познавательное значение сказки проявляется прежде всего в том, что она отражает особенности явлений реальной жизни и дает обширные знания об истории общественных отношений, труде и быте, а также представление о мировоззрении и психологии народа, о природе страны, сюжеты и образы заключают в себе широкую типизацию, содержат обобщения явлений, жизни и характеров людей.
Сказка учит смелости, доброте и другим хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает не по совести.
Сказка развивает эстетическое чувство. Для нее характерно раскрытие прекрасного в природе и человеке, единство эстетического и морального начал, соединение реального и вымысла, яркая изобразительность и выразительность.
Образовательная функция интегрирует знания о народах мира, особенностях их коммуникаций, способствует формированию положительных установок по отношению к ним, осмыслению содержания сказок народов мира средствами театрализованной игры, изобразительного искусства и литературного творчества.
Функции сказки
Социализирующая функция Креативная функция Голографическая функция Развивающая функция Культурно-этническая функция Лексико-образная функция
приобщение новых поколений к общечеловеческому и этническому опыту, аккумулированному в интернациональном мире сказок способность выявлять, формировать, развивать и реализовать творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление способность сказки актуализировать все органы чувств человека, быть основой для создания всех видов, жанров, типов эстетического творчества терапевтическая функция, т.е. воспитание здорового образа жизни, охрана человека от пагубных увлечений, пристрастий приобщение к историческому опыту разных народов, этнической культуре: быт, язык, традиции, атрибутика.
формирование языковой культуры личности, владение многозначностью и художественно-образным богатством речи
роль сказки в воспитании и обучении ребенка-дошкольника в современное время велика.
На примере сказок мы показали, что в процессе развития ребенка главным для него становится формирование целостной картины окружающей его действительности. Но современному ребенку мало прочитать сказку, раскрасить изображения ее героев, поговорить о сюжете. С ребенком необходимо осмысливать сказки, вместе искать и находить скрытые значения и жизненные уроки. И в этом случае сказки никогда не уведут ребенка в ирреальность. Наоборот, помогут ему в реальной жизни стать активным созидателем. Когда начинаешь разгадывать сказочные уроки, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказке можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. И если с ребенком размышлять над каждой прочитанной сказкой, то знания, зашифрованные в них, помогут в формировании личности, тем самым удастся подготовить ребенка к жизни, дать ему важнейшие ценности.
Подходы использования сказки в работе с дошкольниками.
2.1 Возрастные особенности дошкольников
Дошкольный возраст- фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более уст
1000
ойчивые к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно нравственных качеств личности.
Начав работу в детском саду в 2006году в старшей группе с детьми, которые до этого не посещали сад, я обратила внимание на то, что дети совершенно не могут играть вместе, присутствуют такие качества как злость, жестокость, самолюбие. Передо мной стала задача, как научить детей жить дружно, быть добрыми, отзывчивыми, справедливыми, милосердными.
Познакомившись с литературой о духовно – нравственном воспитании, я поняла, что духовно – нравственные качества личности можно развить с помощью детского фольклора, или устного народного творчества. Ведь эти произведения бесценны, в них сама жизнь, они поучительны чистотой и непосредственностью.
Знакомство с этими произведениями всегда обогащает и облагораживает. Ребенок становится человеком не сам по себе, а лишь общаясь со взрослыми, перенимая у них не только умение ходить, разговаривать, обслуживать себя, но и нравственные нормы.
Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных произведений переводятся в детские игры. Проживая в игре жизнь любимых героев, дети приобщаются к духовному и нравственному опыту. К. Д. Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его в мир народного чувства, народной жизни, в области народного духа. Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего являются произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии: загадки, считалки, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки.
Чтобы развить определённые качества и способности с помощью сказки, надо уметь преподать материал, который принесет наибольшую пользу детям. И это не просто, т.к. необходим целый набор знаний, умений и навыков, что бы воплотить идею в жизнь. Так, например, для чтения и изучения сказок необходимо пользоваться следующими принципами подачи материала.
Принципы работы со сказками:
Принцип Основной акцент Комментарий
Осознанность Осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях. Задача: показать воспитанникам, что одно событие плавно вытекает из другого, даже не смотря на то, что на первый взгляд незаметно. Важно понять место, закономерность появления и назначения каждого персонажа сказки.
Множественность Понимание того, что одно и тоже событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов. Задача: показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон.
Связь с реальностью Осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок. Задача: кропотливо и терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях.
Дошкольники уже в 3-4 года отличаются высокой познавательной активностью, стремятся расширить свой кругозор, вырваться за рамки той среды, которая их окружает. Главный их помощник в этом — книга. К общению с ней они уже готовы: эмоционально реагируют на услышанное, улавливают и различают разнообразные интонации, узнают любимых литературных героев, сопереживают им. Наиболее активно они воспринимают малые жанры фольклора (потешки, прибаутки), песни игрового характера, сказки, стихи. И поэтому целесообразно первоначально остановиться именно на детском фольклоре.
Детский фольклор и его роль в воспитании дошкольников
Детский фольклор должен стать ценным средством воспитания подрастающего поколения, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Детский фольклор – это специфическая область устного художественного творчества, имеющая в отличие от фольклора взрослых, свою поэтику, свои формы бытования и своих носителей. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого
1000
развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
Пестушки
Имеют строго определённую бытовую функцию: они являются сводом приёмов физического воспитания, разработанных народной педагогикой.
Учат ребенка прыгать:
Та, та, та, та, та,
Вышла кошка за кота:
Кот ходит по лавочке,
Водит кошку за лапочки;
Топы, топы по лавочке,
Цапы, цапы за лапочки.
Потешки
Главное значение забавы — приготовить ребёнка к познанию окружающего мира в процессе игры, которая скоро станет незаменимой школой физического и умственной подготовки, нравственного и эстетического воспитания.
Умой моё личико, чтобы глазки блестели,
Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.
Докучные сказки большой педагогической ценности не имеют, но способствуют развитию выдержке, умеренности в желаниях, чувства юмора.
Жили-были два гуся — Вот и сказка вся!
Скороговорки помогают ребенку проговаривать слова правильно, четко и быстро.
Мышонок да мышь:
«Ты всё шуршишь – не спишь».
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише».
Детский фольклор можно использовать в разных возрастных пределах. Так, например, для ребят 3-4 лет желательны:
Песенки, потешки, заклички
«Пальчик-мальчик…», «Как у нашего кота…», «Травка-муравка…», «Сидит белка на тележке…», «Ай, качи-качи-качи!..», «Дождик, дождик, пуще…», «Заинька, попляши…», «Чи-ки-чики-чикалочки…», «Ночь пришла…», «Сорока, сорока…», «Еду-еду к бабе, к деду…», «Радуга-дуга…», «Божья коровка…», «На улице три курицы…», «Тили-бом!Тили-бом!..», «Тень, тень, потетень…», «Курочка-рябушечка…», «Кисонька-мурысенька…», «Жили у бабуси…», «Заря-заряница»,
а для ребят 6-7 лет
Песенки
«Лиса рожью шла…», «Чигарики-чок-чигарок…», «Идет матушка-весна…», «Вот пришло и лето красное…», «Когда солнышко взойдет, роса на землю падет…», «Зима пришла».
Календарные обрядовые песни. «Коляда! Коляда! А бывает коляда…», «Коляда, коляда, ты подай пирога…», «Как пошла коляда», «Как на Масле¬нной неделе…», «Тин-тин-ка!..», «Масленица, Масленица».
Прибаутки: «Где кисель – тут и сел…», «Глупый Иван…», «Братцы, братцы!..», «Федул, что губы надул?..», «Сбил, сколотил – вот колесо…», «Ты пирог съел?».
Небылицы. «Вы послушайте, ребята…», «Богат Ермошка».
Основные задачи, которые ставит педагог перед собой при изучении малых форм фольклора:
1. Знакомить детей с фольклором: песенками, потешками; развивать интерес к их обыгрыванию.
2. Развивать речь детей, посредством малых фольклорных форм. Обогащать словарный запас.
3. Формировать нравственные качества малышей: например, сострадание, желание прийти на помощь.
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через сказку
Знакомство детей как с прозаическими, так и с поэтическими текстами целесообразно проводить на занятиях в детском саду и дома, а также во время прогулки, одевания, умывания, кормления. При этом дети вместе с взрослым разыгрывают сюжеты стихотворных произведений, прислушиваются к звукоподражаниям, созвучиям, рифмам.
Читательские интересы дошкольников постарше более разнообразны: им нравятся книги о животных, природных явлениях, детях, описания игровых и бытовых ситуаций. Главная ценность данного возраста — высокая эмоциональная отзывчивость на художественное слово, способность сопереживать, с волнением следить за развитием сюжета, ждать счастливой развязки, поэтому мы и говорим о возможности и необходимости формирования литературного вкуса с раннего дошкольного возраста.
Сказки нужно использовать в воспитании детей, но возникает одна проблема: не затруднит ли сказка познания истинных закономерностей реальной жизни. Сухомлинский считает, что дети прекрасно понимают, что является волшебством, а что происходит в реальной жизни.
Легко усмотреть во многих сказках неправдоподобие: где это видано, чтобы петух ходил с косой, волк ловил рыбу, а лиса уговаривала тетерева спуститься на землю?
1000
Ребенок принимает выдумку за выдумку, как и взрослый, но она его привлекает необычностью, непохожестью на то, что он знает о настоящих птицах и зверях.
Больше всего детей занимает сама история: будет ли изгнана коза-дереза из заячьей избушки, чем кончится очевидная нелепость ловить рыбку хвостом, удастся ли хитрый умысел лисы. Самые элементарные и в то же время самые важные представления — об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о доброте и жадности— ложатся в сознание и определяют для ребенка нормы поведения. Детям надо пережить борьбу зла и добра, понять, что в сказке отражены представления человека о правде, чести, красоте. Без сказок мир стал бы неинтересным.
В сказках много юмора. Это их чудесное свойство развивает у детей чувство реального и просто веселит, развлекает, радует, приводит в движение душевные силы. Однако сказки знают и печаль. Как резко контрастны здесь переходы от печали к веселью! Чувства, о которых говорится в сказках, столь же ярки, как и детские эмоции. Ребенка легко утешить, но легко и огорчить. Плачет заяц у порога своей избушки, его выгнала коза. Ребёнку тоже грустно, ему жаль зайку. Петух прогнал козу — радости зайца нет конца. Весело и слушателю сказки. Малыш с горячим сочувствием следит за всем, о чем говорится в сказке: радуется победам Ивана-царевича, чудесам Василисы Премудрой, огорчается их невзгодам.
В особенности трогает ребенка судьба героев, поставленных в близкие и понятные ему обстоятельства. Действие в таких сказках часто совершается в семье. Говорили дочке отец с матерью, чтобы не ходила со двора, берегла братца, а девочка заигралась-загулялась— и братца унесли гуси-лебеди («Гуси-лебеди»). Братец Иванушка не послушал сестры — напился водицы из козьего копытца и стал козликом («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»). Добрая сирота терпит гонения злой мачехи («Хаврошечка», «Морозко»). В развитие действия неизменно вносятся этические мотивировки: несправедливость становится источником страданий и злоключений, благополучные концовки всегда устраняют противоречия нормам справедливости. Сказка учит ребенка оценивать дела и поступки людей в свете правильных понятий о том, что хорошо и что плохо.
В сказках не бывает непоправимых жизненных бед, вместе с тем они не скрывают и то, что реальный мир знает тяжкие людские страдания, но все кончается благополучно благодаря чуду. Воображаемая чудесная победа добра над злом всегда активизирует чувства ребенка. Потребность в справедливости, стремление преодолеть жизненные невзгоды навсегда делаются частью его мироощущения. Это в высшей степени важно для формирования у человека жизненной стойкости и качеств борца за справедливость.
В детском саду знакомство со сказкой начинается с младших групп. Сказки для данной категории должны быть простыми в восприятии, с ярким динамичным развитием сюжета, короткие по содержанию. Преимущество занимают сказки о животных. Знакомя малышей со сказкой, необходимо каждый раз напоминать о том, что это – сказка. И постепенно малыши запоминают, что «Курочка Ряба», «Теремок» — это сказки. Перед чтением сказки можно провести дидактическую игру с участием героев сказки. Во время чтения воспитатель должен следить за реакцией детей. После чтения педагог спрашивает, понравились ли детям герои сказки. Дети данного возраста легко запоминают сказки.
В средней группе каждый месяц следует знакомить дошкольников с новой сказкой. Перед чтением сказки проводится соответствующая подготовка. В начале года детей следует знакомить с новыми словами, давая им объяснения: лавочка- деревянная длинная скамейка, скалочка- деревянная каталочка, которой раскатывают тесто ( в сказке «Лисичка со скалочкой») и др. Во втором полугодии с помощью упражнений необходимо выяснить, как дети понимают те или иные обороты речи, могут ли заменить слово синонимом. Например: сдуру- не подумав, бранится- ругается, насилу нашел – долго искал ( сказка «Лиса и козел»; кинулась туда- сюда – в разные стороны; кликала- звала ( «Гуси – лебеди»).
После
1000
предварительной словарной работы воспитатель сообщает детям, что новые слова, услышанные ими сегодня, живут в сказке, которую он сейчас расскажет. После прослушивания сказки желательно провести с детьми беседу по её содержанию. Можно задать несколько вопросов. Чтобы ещё раз подчеркнуть идею сказки, можно вторично рассказать сюжет, содержащий данную идею.
В средней группе следует учить детей правильно оценивать поступки героев, самостоятельно находить нужные слова и выражения.
В старшей группе дошкольники учатся определять и мотивировать свое отношение к героям сказок (положительное или отрицательное). Дети этого возраста самостоятельно определяют вид сказки, сравнивают их между собой, объясняют специфику.
Например, на занятии по сказке «Хаврошечка» воспитатель сначала рассказывает сказку, а затем беседует с детьми: «Почему вы думаете, что это сказка? О чем в ней говорится? Кто из героев сказки вам понравился и чем? Вспомните, как начинается сказка и как заканчивается? Кто запомнил разговор Хаврошечки с коровушкой и может повторить его?» Эти вопросы помогают дошкольникам глубже понять основное содержание сказки, определить характер героев, выявить средства художественной выразительности (зачин, повторы, концовка).
В подготовительной к школе группе особую роль играет анализ текста сказки. При первом чтении важно показать сказку как единое целое. При вторичном ознакомлении следует обращать внимание на средства художественной выразительности. Здесь особую нагрузку несут вопросы: » О чем говорится в сказке? Что вы можете рассказать о героях сказки? Как вы оцениваете поступок того или иного действующего лица? Что произошло с героями сказки?». С помощью вопросов можно выяснить такие средства выразительности используются в сказке. Необходимо давать детям творческие задания на придумывание сравнений, эпитетов, синонимов. Знакомство со сказкой «Снегурочка» можно начать с беседы. «Кто из вас любит зиму? Почему?- спрашивает педагог у детей. – Что вы зимой лепили из снега? А сейчас я вам прочитаю про девочку, которую звали Снегурочка». Затем педагог задает детям следующие вопросы: » Что я прочила рассказ или стихотворение? А как вы узнали, что это сказка? Кто вам понравился в сказке? Почему? Какая была Снегурочка? Как вы думаете, почему её так назвали?».
Использование сказки и малых форм фольклора в педагогической практике
У народной сказки , как мы выяснили, большой педагогический потенциал. Она является средством влияния на развитие личности (становление психофизиологических качеств, приобщение к этнической культуре, традициям, верованиям, формирование умений, навыков, способностей и т.п.). В процессе работы с детьми педагоги используют разные принципы и приемы обучения, о которых пойдет речь ниже.
Основные задачи использования русской народной сказки и фольклора малых форм как средства приобщения детей к русской культуре и знакомства с историей быта и народного костюма сводятся к следующему:
• заложить представление о традиционной крестьянской семье как нравственной и хозяйственной основе национального образа жизни, познакомить с семейным укладом, обычаями и обрядами, показать роль семьи в сохранении и передаче традиций;
• познакомить с понятием дом — как частью культуры, местом основных жизненных ценностей человека;
• познакомить с основными традиционными занятиями крестьян: земледелием, животноводством, орудиями производства; показать роль природы в жизни крестьянской семьи; обогатить знаниями о высокой ремесленной культуре наших предков;
• приобщая детей к русской народной сказке и национальному фольклору, обращая особое внимание на связь устного народного творчества с трудовой, семейной, праздничной и другими сторонами жизни народа;
• освоить старинные детские игры, обогатить речь ребенка присказками пословицами, поговорками, загадками и т.д. из словаря наших предков; путем личного участия ребенка в праздниках народного календаря (Святки, Масленица, Пасха) приобщить его к истории и обычаями основных народных праздников;
• познакомить
1000
со старинными предметами быта.
• познакомить с мифическими персонажами русских сказок и историей их возникновения.
Основной формой и способом реализации этих задач являются:
-Чтение сказок.
-Рассказывание сказок.
-Просмотр мультфильмов и фильмов по русским сказкам
-Занятия в групповом музее «Преданья старины глубокой»
-Дидактические и медиа образовательные игры.
-создание и пополнение «шкатулки сказочных премудростей»( картотека игр, диски с любимыми мультфильмами и медиа образовательными играми, присказки и поговорки, загадки по сказкам).
-Создание и пополнение «Короба сказок»
-Проведение досугов народных праздников.
-Драматизация сказок.
-игровые занятия;
-комплексные занятия;
-самостоятельная игровая деятельность детей;
-самостоятельная продуктивная деятельность детей.
Два-три раза в неделю во время утренней беседы с детьми можно проводить пятиминутки «Что мы читаем?». Один-два ребенка рассказывают о том, что они вчера читали, понравились ли им книга и почему. В ходе пятиминуток воспитатель учит детей анализировать, оценивать прочитанное, причем не только сюжет, но и героев, замысел автора, идеи. Каждый ребенок анализирует, что полезного он приобрел в ходе чтения: узнал что-то новое, захотел стать лучше, научился что-то делать и т.д.
Когда дети научатся анализировать прочитанное, можно предложить им не просто рассказать о прочитанном, а сочинить рекламу или антирекламу книги (можно использовать юмор, рисунки, театрализацию). Рекламу может придумывать один ребенок или группа детей (сначала с помощью воспитателя, затем сами). Рекламы же, составленные воспитателем, помогают расширить круг читательских интересов детей. Например, им нравится юмористическая детская литература (Д. Хармс, Г. Остер, Б. Заходер, небылицы, перевертыши и др.), однако в программе по развитию речи ей уделяется недостаточно внимания. Реклама такой литературы позволит детям ближе познакомиться с ней, что повысит их интерес к чтению.
Чтобы научить детей рациональному выбору книг можно предложить составить план чтения на неделю, месяц (что ребенок планирует прочитать, послушать, с какой целью). При этом надо учить дошкольников осознанно подходить к выбору.
Эффективной формой работы является ведение дневников читателя. Ребенок сам или с помощью взрослых записывает книги, которые прочитал или прослушал. Рисует красное солнышко, если они понравились и принесли пользу, желтое солнышко — если просто получил удовольствие, тучку — если принесли вред (не мог уснуть, заболела голова, зря потратил время, не понравилось и т.д.). В дальнейшем в план чтения такие книги уже не включаются.
С целью формирования полноценного восприятия прочитанного на занятиях по развитию речи необходимо побуждать детей к сравнительному анализу художественных произведений. Например, предложить сравнить сказки разных народов со схожими сюжетами, народные и авторские сказки.
Чтобы научить дошкольников адекватно оценивать прочитанное, можно организовать посещение театра, цирка, просмотр телепередач и обмен мнениями. Например, воспитатель говорит.- «Завтра в 9 часов по первому каналу будет показана экранизация былины про Илью Муромца. Давайте все посмотрим ее, а на занятии прочитаем былину и обменяемся впечатлениями».
Продолжением такой работы может стать созданный в группе клуб читателей. Раз в две недели проводятся его заседания, на которых организуют игры, викторины, обмен мнениями, конкурс иллюстраций к прочитанному и т.д. На заседания клуба дети могут приносить из дома свои любимые книги, рассказывать о них, обмениваться книгами. В клубе можно организовать конкурс на лучшего знатока детских стихов, сказок, творчества какого-либо детского писателя.
в процессе развития, воспитания, обучения дошкольников сказка, действительно, занимает очень важное положение. Сказка помогает оформить гуманное отношение к миру, воспитать основы нравственности, доброты, справедливости. Кроме этого помочь ребенку разобрат
1000
ься в двух противоборствующих линиях добра и зла, сделать свой правильный выбор, как жить среди окружающих людей и общаться сними, быть личностью в обществе. Сказка учит детей быть добрыми, справедливыми милосердными, отзывчивыми и открытыми. Развитие всех этих нравственных качеств личности уже в раннем возрасте- несомненный ориентир для построения всей последующей жизни человека. Поэтому крайне необходимо приучать ребенка к нравственному, гуманному воспитанию с ранних этапов развития, особенно в настоящее время, когда психика ребенка уже с рождения подвергается влиянию со стороны социума и, к сожалению, не всегда это влияние положительно сказывается на его мировоззрении. А как раз помощником в формировании правильного целостного отношения к миру должна быть сказка;
2) для каждого возрастного этапа, несомненно , должны быть свои приемы, методы и способы обучения и воспитания. Это положение касается и использования малых средств фольклора и сказки. Не зря для каждого возраста используются разные варианты сказок, которые помогают сформироваться мышлению ребенка в определенном этапе развития. Если малыш с удовольствием слушает о похождениях Колобка в раннем возрасте, то уже в более старшем его будет интересовать личность Добрыни Никитича, как эталон мужественности и справедливости. Поэтому приходим к выводу о том, что на разных этапах становления личности нужно использовать новые формы сказок и малых форм фольклора. Однако не стоит забывать, что подача материала должна идти в системном и органичном единстве, что поможет ребенку целостно воспринять картину действительности. А педагог, воспитатель, родитель в свою очередь должны построить свой процесс воспитания и обучения в ориентированной последовательности
Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, честность.
Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского трудового народа: свободолюбие, настойчивость, упорство в достижении цели. Сказки воспитывают гордость за свой народ, Любовь к Родине. Сказка осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость, но одобряет трудолюбие, смелость, верность.
Сказки используются во всех возрастных группах. В младшей группе автор опыта использует следующие сказки:
Колобок, Теремок. Гуси-Лебеди, Кот, петух и лиса, Лиса и заяц.
В средней группе используются сказки более глубокого смыслового значения: Сестрица Аленушка и братец Иванушка, Жихорка, Лисичка сестричка и волк, Петушок и бобовое зернышко, Чудесный платочек.
В старшей группе автор использует народные сказки, требующие анализа, осмысления и рассуждения детей по проблеме произведения: Лиса и кувшин, Крылатый, мохнатый да масляный, Заяц – хвастун, Финист- Ясный сокол, Сивка- бурка.
Сказка не дает прямых наставлений детям (слушай родителей, уважай старших и т. д.), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постоянно воспринимают. Например: сказки «Репка», «Теремок» учат детей быть дружными , трудолюбивыми, «Гуси лебеди», «Сестрица- Алёнушка и братец Иванушка» учат слушаться родителей. Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики».