Проблема — Что же такое кукла? А кто сделал первую куклу?
Проект — познавательно-творческий, долгосрочный , групповой
Участники – педагоги, дети, родители.
Цель проекта: систематизация знаний детей об игрушке – куклеСодержание:
1. Цель_________________________________________________3
2. Этапы реализации_____________________________________4
3. Список литературы_____________________________________6
4. Приложение ___________________________________________7
Проблема — Что же такое кукла? А кто сделал п
1000
ервую куклу?
Проект — познавательно-творческий, долгосрочный , групповой
Участники – педагоги, дети, родители.
Цель проекта: систематизация знаний детей об игрушке – кукле
Задачи:
1. познакомить детей с историей страны на примере народной игрушки
2. Познакомить детей с историей создания кукол в разных странах мира
3. Развивать познавательный интерес к истории создания вещей, окружающих человека.
4. Развивать речь детей (речь-описание, монолог, речь-доказательство).
5. Развивать мелкую моторику рук (пеленание)
6. Воспитывать бережное отношение к предметам, созданным руками человека.
Ожидаемые результаты:
• умение детей творчески подойти к любому делу,
• развитие познавательной активности,
• знакомство детей с народным декоративным творчеством
• приобщение детей к народным традициям
• тесное сотрудничество с родителями.
Этапы реализации:
1 этап – накопление знаний
«Какие бывают куклы?»
1. Чтение глав из книги М. Левиной «365 кукол со всего света».
2. Рассматривание иллюстраций в книгах и журналах.
3. Знакомство с историей появления кукол на Руси.
4. Домашнее задание: «Куклы ваших мам и бабушек» (беседы с родителями, рассматривание старых кукол).
5. Разработка дидактической игры « Что сначала, что потом?»,
«Куклы разных народов»
1. Сюжетно-ролевые игры с куклами, «живущими» в нашей группе.
2. Знакомство с куклами детей разных национальностей
3. Оформление альбома «Все о куклах»
2 этап «Играем с куклами»
1. Знакомство с бумажными куклами. Рисуем и играем.
2. Лепим куклы из соленого теста.
3. Игра с современными куклами (куклы Барби, роботы-трансформеры).
4. Изготовление кукол родителями, совместно с детьми.
3 этап – Организация «Музея кукол»
1. Знакомство с музейной работой. Экскурсия в городской краеведческий музей на выставку «Мир кукол»
2. Создание музея кукол в группе.
3. Экскурсоводческая работа (дети-экскурсоводы) в музее кукол.
4 этап- заключительный
1. Познавательное занятие «Путешествие в мир куклы»
Список литературы:
1. Васильева, М.В. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст]: метод. пособие / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 3-е изд. испр. и доп.- М.: Мозаика- Синтез, 2005. -208 с.
2. Веракса, Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. [Текст]: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. / Н.Е. Веракса -М.: Мозаика-Синтез, 2008.-112с.
3. Виноградова, Н.А. Образовательные проекты в детском саду. [Текст] Пособие для воспитателей / Н.А. Виноградова, Е.А.Панкова.- М.: Айрис-пресс, 2008.-208с.- (Дошкольное воспитание и развитие)
4. Журавлева, В.Н. Проекная деятельность старших дошкольников. [Текст] / сост. В.Н.Журавлева.-Волгоград: Учитель, 2011. -202 с.: ил.
5. Захарова, М.А., Костина, Е.В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. [Текст]/ М.А. Захарова, Е.В.Костина.- М.: Школьная Пресса, 2010.-64 с.; илл.-(Дошкольное воспитание и обучение- приложение к журналу «Воспитание школьников»;Вып. 226.) (Серия «Мастер-класс педагогов ДОУ»).
6. Рыжова, Н.А. и другие. Мини-музей в детском саду. [Текст] / Н.А. Рыжова, Л.В. Логинова, А.И. Данюкова. – М: Линка – Пресс, 2008.256 с., илл.
Приложение
Познавательное занятие «Путешествие в прошлое куклы».
старший дошкольный возраст
Программное содержание:
• продолжать учить составлять описательные рассказы
• учить детей изготавливать куклу Пеленашку
• систематизировать знания детей о прошлом и настоящем куклы.
• активизировать словарь детей за счет слов: кукла деревянная, соломенная, глиняная, тряпичная.
• развивать монологическую речь детей и речь-доказательство
• развивать познавательный интерес, эстетическое восприятие
• воспитывать бережное отношение к игрушкам, уважение к труду мастеров русского народного творчества
Материалы к занятию: пособия к сюжетно-ролевой игре « Русская изба», сундучок, куклы, изготовленные детьми и родителями, иллюстрации «Все о куклах», дидактическая игра «Что сначала, что потом», лоскутки ткани, атласная лента на каждого ребенка, мини-музей « Куклы», русский народный костюм на взрослого.
Ход:
Входят дети. Их встречает воспитатель, одетый в русский народный костюм и приглашает пройти в русскую народную избу.
Воспитатель: Здравствуйте ребята и дорогие гости! Вот мы и собрались с вами в русской избе, где нам уютно и приятно находиться. А о чем мы сегодня будем с вами говорить, вы узнаете, отгадав загадку:
Загадка:
Есть ноги, но не ходит,
Есть рот, но не говорит
Доставляет детям радость,
Но сама радоваться не может.
Что это?
Дети: Кукла.
Воспитатель: Правильно ребята. А сейчас я приглашаю вас пройти в наш музей кукол.
Дети и воспитатель проходят в музей.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, сколько в музее разных кукол.
В разные времена дети играли с куклами. Только куклы были сделаны из различных материалов. Я предлагаю взять любую куклу и рассказать о ней. Сначала нужно рассказать, из чего сделана кукла, чем они похожи друг на друга, в какую одежду одета, как, в какие игры можно играть с этой куклой.
Примерные рассказы детей
1. Эта кукла сделана из дерева. У нее есть лицо, руки, туловище, ноги. Эта кукла прочная, она не сломается. Играть ею не очень удобно потому, что она твердая. С деревянной куклой можно играть в дочки- матери. Деревянную куклу нельзя держать в воде, она утонет.
2. Эта кукла соломенная. Она прочная, ее неудобно одевать и раздевать. Куколка сделана из лечебных трав. С ней можно играть, а можно еще положить рядом с подушкой, чтобы не заболеть и поспать.
3. Эта кукла сделана из глины. Она очень не прочная, если ее уронить, кукла сломается. У нее тоже есть голова, руки, ноги, туловище. На глиняную куколку плохо одевать одежду потому, что руки и ноги у нее не двигаются. Глинную куклу мыть нельзя. Глина размокнет.
4. Эта кукла тряпичная, сшита из тряпок. Ее можно одевать и раздевать. Кукла легкая, ручки и ножки двигаются. Она не может ходить. Такую куклу можно постирать.
5. Эта кукла бумажная, с ней играть интересно, но не очень удобно. Она может легко порваться.
5. Эта современная кукла – Барби. Она сделана из пластмассы. Ее можно одевать и раздевать, у нее двигаются руки и ноги. У нее современная одежда. На Барби можно шить свою одежду. С ней можно играть в дочки-матери, ателье, парикмахерская, магазин.
6. А это куклы для мальчиков. Они тоже двигаются. С ними можно играть в солдатиков, в школу, в семью, в космос.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо рассказали об этих куклах! А сейчас мы с вами поиграем в игру «Что сначала, что потом» (5 карточек) нужно разложить карточки с изображением кукол по порядку. Как вы думаете, какие куклы сделал человек первыми, а какие потом?
Воспитатель: Все верно! Вы успешно справились с этим заданием. А сейчас у нас физминутка.
Физминутка
Все движения разминки повторяем без запинки!
Раз! Попрыгали на месте.
Два! Руками машем вместе.
Три ! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Четыре- пять! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Завтра будет вновь
1000
урок!
Воспитатель: У меня есть красивый сундучок, в котором хранятся
очень интересные вещи! Садитесь на ковре удобно и откроем наш сундучок! Ребята, да здесь куколки! (смотрит в сундучок и приглашает посмотреть детей) Чьи это куколки? Правильно, ребята, эти куколки делали вы и ваши родители. Расскажите нам о своих куклах.
Дети по желанию рассказывают о своих куклах.
Воспитатель: А хотите я вас научу делать куклу Пеленашку? Кукла Пеленашка на вид очень простая куколка – младенец в платочке, завернутый в пеленку. Куклу Пеленашку делали из двух лоскутков ткани (показывает).
Берем поролон и заворачиваем его в белую тряпочку. Затем раскладываем цветную тряпочку и сверху кладем косынку. Берем куколку и укладываем ее на косынку, завязываем и сверху заворачиваем в цветную тряпочку. А теперь нужно завязать косынку вместе с тряпочкой. Вот у нас и получилась кукла Пеленашка. Такими куклами не играли, их клали в колыбельку маленьким детям, чтобы они крепко спали, не болели. Глаза ей не обозначали, так как считалось, что через глаза в куклу может попасть злой дух, и тогда ребенок, играя с ней, будет капризничать, болеть…
Изготовление детьми Пеленашки.
Воспитатель: А сейчас мы своих кукол подарим гостям.
Дети дарят гостям куколки-сувениры, которые они сделали сами.
Воспитатель: Вот какое у нас сегодня хорошее занятие! Мы узнали, какими куклами играли наши бабушки и дедушки, научились делать куклу Пеленашку. Вы все такие молодцы!