Развиваем руки и готовимся к школе

Развиваем руки и готовимся к школе

Готовность детей к обучению в школе в современном обществе — вопрос актуальный для семьи, для детского сада и для начальной школы. Безу
1000
словно, мы, взрослые, — родители, воспитатели и учителя стараемся, чтобы переход ребенка — выпускника детского сада в школу прошел безболезненно, чтобы ему сопутствовала успешность в обучении. К сожалению, представление о том, что именно является подготовкой к школе, не всегда совпадает у педагогов и родителей. В своем стремлении как можно раньше обучить ребенка навыкам чтения и письма, взрослые упускают из вида физиологические особенности детей 6 лет и, сами того не желая, формируют причины дальнейшего негативного отношения к учебе.
Подготовка руки к письму путем развития мелкой моторики и развития
координации движений пальцев — важный аспект в работе нашей подготовительной к школе группе. Для нас, воспитателей, очевидно, что, если в старшем возрасте ребёнок затрудняется завязать шнурки, а из пластилина кроме «колбасок и шариков» у него ничего не лепится, то для такого ребенка велика вероятность дальнейших форсированных нагрузок при выполнении письменных заданий в школе. Поэтому работу над формированием графических навыков мы выстраиваем не с целью обучения, а с целью развития механизмов, необходимых для овладения письмом.
В процессе работы над развитием тонких движений руки мы решаем следующие задачи: — развитие обобщенного зрительного образа; — развитие обобщенного тактильного образа предметов; — развитие двигательного образа предметов; — развитие мускульной памяти. Для развития обобщенного зрительного образа мы используем следующие приемы: рисование по контуру, рисование по образцу, рисование по опорным точкам, рисование по песку, дорисовывание второй половины фигуры. С целью поддержания интереса у воспитанников и стимуляции при выполнении письменных упражнений на скорость, мы используем игру «Лабиринт», в ходе которой дети «продвигаются» к «выходу из лабиринта» по заранее нарисованной на листе бумаги траектории, обводя по мере продвижения квадратики и кружочки. Развитие обобщенного тактильного образа предметов происходит у наших воспитанников путем овладения ими навыками изобразительной деятельности при работе с разными материалами – пластилином, соленым тестом, глиной, разно фактурной бумагой, картоном и пр. Мы нередко наблюдали, что выкладывание узоров из мелких предметов по пластилину, рисование пластилином, создание коллажей путем обрывания бумаги, создание фигурок-оригами чрезвычайно привлекает детей в силу того, что каждый ребенок может проявить свою индивидуальность и свое творчество. Прекрасную возможность для развития двигательного образа предметов у старших дошкольников и развития воображения открывает творческая игра-пантомима. Перечисленные выше приемы, развития мелкой моторики, на наш взгляд, универсальны, так как могут использоваться в течение дня, в разных режимных моментах, в совместной работе взрослого с ребенком и в самостоятельной детской деятельности. Если принять во внимание то, что развитая мускульная память является своего рода фундаментом в формировании графических навыков, то методика, известная как «Графический диктант», заслуживает внимания. Имея опыт формирования пространственной ориентации на месте бумаги при составлении и чтении узоров «графического диктанта» мы предлагаем начинать работу с рассмотрения листа бумаги в крупную клетку и объяснения, что все клетки построились рядами, которые идут слева направо, а столбцы — сверху вниз. В каждом ряду с помощью Весёлой Указки можно посчитать количество клеток, найти верхний ряд, нижний, отыскать в этом ряду 2,4,6… клетки, поставить в них точки. Когда дети хорошо усвоят порядок отсчёта клеток в рядах и столбцах, можно ставятся точки в уголках, на пересечении линий. Сначала задания по проведению линий по задуманному количеству клеток и в задуманном направлении лучше проводить с опорой на образец, а затем выполнять рисунок непрерывной линией согласно словесной инструкции. Ребёнок в этот момент не знает, что у него получится, но его привлекает элемент неожиданности, сюрприза!
Проведенные с детьми в течение года комплексные мероприятия, направленные на развитие ручной умелости, способств
1000
овали сформированности у наших воспитанников предпосылок, необходимых для обучения в школе: внимания, памяти, воображения, умения слушать, понимать и правильно выполнять инструкцию, действовать по правилам, а также сформированности графических навыков, необходимых для обучения письму6 точности движения руки, ловкости пальцев, уверенному владению карандашом.